Урок 1 «Керамика Древней Греции, лепка». (2 часа)


НОУ «Ренессанс»


Цель:

Сформировать у учащихся представление о формах античных сосудов и технологии их изготовления.

Задачи урока:

1.Знакомство с античной керамикой и технологией изготовления сосудов.
2.Углубление знаний о культуре древнегреческого общества.
3.Формирование навыков работы с глиной

Схема урока:

1. Познакомить учащихся с различными формами античных сосудов.
2. Мотивировать каждого для выбора «своего» сосуда.
3. Знакомство с процессом изготовления керамического изделия.
4. Лепка выбранного сосуда.

Оборудование:

Компьютер, проектор, принтер, Интернет или CD, картон, ножницы, красная глина, подставки, губки, стаканы с водой, тряпки.

Ход урока:

Учитель. В Древней Греции лепка из глины считалась важным и почетным делом. Этим делом занимались даже боги. Вспомните, какие?
Дети вспоминают мифы о Пандоре и о Прометее.

Учитель. На нашем уроке каждый слепит свой сосуд, выберет форму, которая ему больше понравится.
Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни.

Самый распространённый греческий сосуд – амфора.

cм. http://ancientrome.ru/art/artwork/ceramics/etr/c0008.htm
Амфора - горшок с двумя, как правило, вертикальными ручками, в них просовывались две деревянных палки и носили её вдвоем, если амфора была большая и тяжелая. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Рассмотрите рисунок, приведенный ниже:

    На втором рисунке представлены сосуды:
  1. канфар – чаша для вина.
  2. ойнохоя – кувшин для воды или вина.
  3. кратер – сосуд для смешивания вина с водой.
  4. гидрия – сосуд для воды.
  5. лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.
  6. скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить
  7. неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
  8. киаф –черпак для разбавленного вина.
  9. килик – самая распространённая чаша для вина
  10. пелика – сосуд для хранения.

Задание:

Найдите в Интернете или на предлагаемом компьютерном диске «Коллекция Одесского археологического музея» различные греческие вазы. Обратите внимание на такие формы, как пифос (бочка), амфориск (амфора с острым донышком), псиктер (сосуд для охлаждения вина), алабастр (вытянутый сосуд, подобный лекифу).
Выберите сосуд, наиболее вам приятный по форме, скопируйте его изображение, распечатайте и изготовьте шаблон из картона, вырезая контур сосуда.

Задание-игра.

Попробуйте пантомимой изобразить свой сосуд. Остальные дети угадывают его название.

Учитель. Есть такая русская загадка: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а как стар стал, пеленаться стал».
Дети, как правило, угадывают сами основные этапы изготовления глиняного горшка. Копанцы – ямы, где добывали глину. Топанцы – глину топтали, разминали её. Кружало – гончарный круг, пожар – обжиг, обвар – способ сделать глину непроницаемой для воды, греки для этого использовали специальный лак, после чего изделие обжигали ещё раз. Посуду ценили и не выбрасывали, если она трескалась. Её обвивали на Руси тонкими распаренными лентами бересты для прочности – спелёнывали.

Технология изготовления.

См. http://www.remesla.ru/author/dpi/crm_1.html
Постепенно в Древней Греции сложились три способа изготовления керамических сосудов.
Самый древний способ – лепка сосуда вручную. Сосуды лепили из жгутиков. Этот способ для лепки выбрали и мы с вами.
Часто находят древние сосуды со следами верёвок внутри или снаружи. Это – следы от верёвочного каркаса, обмазанного глиной. Это также способ лепки вручную.
Позже появляется гончарный круг. Чтобы работать на круге, нужно мастерство, мы можем с вами на круге загладить слепленное изделие. (Детские электрические гончарные круги сейчас продаются в магазинах игрушек).
Ещё позже появляются изделия, изготовленные по форме, в Древнем Риме формовка изделий занимает ведущее место.
Мы с вами слепим дно сосуда такого размера, как на вашем шаблоне. Затем мы будем катать жгутики толщиной с ваш мизинец, укладывать их слоями (первый слой кладём на дно). Уложив два слоя, будем сверяться с шаблоном, точно выдерживая выбранную форму, и заглаживать изделие изнутри и снаружи.
Чтобы добиться гладкой поверхности изделия, после окончания лепки загладим его влажной губкой.
Изготовленные изделия дети подписывают и оставляют сохнуть.

Домашнее задание

Написать буквами греческого алфавита своё имя и название своего сосуда.


Урок 2 «Керамика Древней Греции, роспись». (2 часа)

Цель:

Сформировать у учащихся представление о росписи античных сосудов.

Задачи урока:

1.Знакомство со стилями росписи античной керамикой и видами древних орнаментов.
2.Углубление знаний о духовных особенностях культуры древнегреческого общества.
3.Формирование навыков росписи глиняных изделий.

Схема урока:

1. Познакомить учащихся с различными стилями росписи античных сосудов.
2. Познакомить ребят с символическим значением древнегреческих орнаментов.
3. Знакомство с процессом росписи керамического изделия.
4. Роспись выбранного сосуда.

Оборудование:

Компьютер, проектор, принтер, Интернет или CD, простой карандаш, ластик, макетный нож, шкурка, губка, клеёнка, кисть №2 (белка), черная тушь, цветная гуашь, акриловый лак.

Ход урока:

Учитель.
Как вы думаете, ребята, есть ли у обычной кастрюли какой-нибудь особенный, мистический или духовный смысл?
Ученики.….

Учитель.
Вернёмся снова к амфоре. Амфора для древнего грека так же привычна, как для нас кастрюля. В русском языке у амфоры есть ножка, тулово, ручки, шейка – горло и венчик. Её части названы частями человеческого тела. То же самое было и в Древней Греции, то есть для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили так: скалывается стенка амфоры, и младенец в эмбриональной позе, то есть в той позе, в какой он находится в утробе матери, укладывается в амфору и хоронится прямо в подвале дома. Стало быть, для греков амфора служила символом материнской утробы. В древних захоронениях костяки взрослых людей обнаружены в глиняных бочках – пифосах. Амфора – это знак материнской утробы, в то же время это еще и гроб, в них хоронят. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом – «кормили» покойников. Так что амфора - это надгробный памятник. Стало быть, амфора обладает двойной сущностью, – это и плодоносящее начало, рождение, она подобна утробе матери, это и смерть, она подобна гробу.

Греческие орнаменты (по материалам сайта www.dezhurov.ru/) (Дети в тетради зарисовывают основные орнаменты и записывают их названия)

Греческие сосуды покрыты орнаментом. Ножку амфоры часто покрывает зубчатый орнамент, он называется “реверсо”(сравните рис.3 с фотографией амфоры в уроке1). Ножки этих двух сосудов украшены одинаково. Как вы думаете, случайно ли это, что означал этот рисунок?
В сущности, этот орнамент относится еще к эпохе палеолита, древнекаменного века. Он имеет свой смысл. Это знак воды или знак солнечного луча. В данном случае это - чашелистик цветка.
У цветка (представьте себе розу) внизу есть чашелистик из зеленых листочков, из которого вырастает цветок. Амфора – это цветок или плод, вырастающий из такого вот чашелистика. То есть это знак плодоносящей природы. Стало быть, амфора - это не только человек, это еще и мир.


Мы часто встречаем на греческих сосудах вот такой орнамент, который называется “меандр”. “Меандр” – это название реки во Фракии. Река эта сильно петляет, по сходству с рекой назван орнамент.

Этот орнамент гораздо древнее своего названия. Он означает реку-Океан. Для древнего грека мир устроен очень просто – половину мира занимает Азия, четверть мира – Европа, четверть мира – Африка, посередине - Средиземное море. Почему Средиземное? Потому что среди трех земель – Азии, Европы и Африки. А по кругу мир омывается рекою Океан. Когда мы смотрим на амфору-мир, то она омывается по кругу этим самым Меандром. То есть, амфора – это мир, вокруг которого течет река-океан, олицетворенная Меандром. Часто этот орнамент греки изображали на горлышке сосуда, либо обрамляли им тулово. Как вы думаете, почему?

Еще один орнамент, называется “турецкая плетенка” (см. горлышко гидрии на рис.3)

Какой смысл в нем? Этот орнамент, пожалуй, самый древний из всех перечисленных.. Этот орнамент придает прочность изделию. Почему? Пока посуду из глины не научились обжигать, чтобы она не разваливалась, делали каркас для нее, плели корзиночку, а сверху облепляли глиной. Глина на каркасе держится очень хорошо. Когда керамику научились обжигать, воспоминание о том, что переплетение прутиков придавало прочность изделию, осталось, поэтому на посуде уже обжигаемой, стали эти прутики, прежде просвечивающие сквозь глину, рисовать, и до сих пор рисуют. Современная посуда может быть богато раскрашена, но эти узоры не имеют смысла, они чисто декоративны. Что касается древнего орнамента, у него всегда есть смысл.
Например, такой вот орнамент, называется “пальметта”, стилизованное изображение пальмового листа:

Этот орнамент был заимствован греками, это шумерский орнамент, который олицетворял в Шумере, в Передней Азии, огненную богиню Иштар. Греки отождествили богиню Иштар с Афродитой, и “пальметта” стала знаком мира и любви. Подобные пальметты украшают не только посуду. Они появляются на коньке древнегреческих храмов.

Рассмотрим ещё солярные орнаменты – изображение Солнца. Это - знак солнечного колеса, свастика. Бывает правосторонняя свастика и левосторонняя. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. В зависимости от того, как нарисована свастика, она имеет различное значение. Это древнейший тип солнечного орнамента.

Часто на вазе можно увидеть изображение человеческого глаза (рассмотрите килик на рисунке 2) или голову Горгоны с высунутым языком. Это - оберег. Этот нарисованный глаз или голова Горгоны оберегают владельца сосуда от дурного глаза. Стало быть, сосуд является еще и талисманом.

Сам сосуд – это ещё и маленькое вместилище. Дом – вместилище людей, человек – вместилище души, а сосуд, например, амфора, кратер, килик – вместилище вина. Вино тоже имело магический смысл, это - напиток бессмертия. Сценой, где Дионис оживляет Геракла, подавая ему чашу с вином, украшены многие греческие саркофаги, в том числе саркофаг Пушкинского музея. Вино – кровь земли. В условиях средиземноморского мира вино – целительный напиток, предотвращающий многие болезни, это – «дар творца», «источник жизни», символ «чистоты трапезы». В античной мифологии вино символизировало юность и вечную молодость, а с другой стороны кровь и жертвоприношение. Именно в крови древние греки «помещали» душу.

Мы показали, что древняя посуда насыщена духовным содержанием. На ней - образы жизни и смерти, понятный язык орнаментов, она имеет значение талисмана. Она - совершенно живая.

Теперь рассмотрим существовавшие стили росписи сосудов.

Стили вазописи

Принято выделять четыре стиля вазописи (рассмотрим рисунки http://schools.techno.ru/sch1529/mxk/keramika/keram4.htm, запишем в тетради):
1. Геометрический стиль складывается в IX-VIII в. до н.э., распространенным украшением его был геометрический орнамент, условно-стилизованные фигуры людей и животных.
2. В конце VII в. до н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется «ковровый».
3. В VI в.до.н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. Фигуры рисовали черным лаком на желтом, оранжевом и розоватом фоне.
4. Около 530 г до.н.э. афинские мастера создали краснофигурный стиль. На черном фоне неокрашенные фигуры имели цвет глины.

Учитель
Теперь, когда вы будете расписывать свои сосуды, постарайтесь «оживить» свои сосуды так же, как это делали древние греки, не забудьте поставить свою подпись.

Заключение

В итоге мы получили мини-музей детских работ на тему «Древнегреческая керамика».
Можно дополнить наш музей экскурсией, каталогом, таблицей, фотоальбомом и др.
Эта работа будет наглядным пособием при изучении этой темы с другими детьми.