МЕДИАФЕСТИВАЛЬ 2011-2012

О Медиафестивале
Новости
Мастер-классы
Проекты
Результаты
Форум
Архив

Мастер-классы
 



ДИАЛОГ С ЭКРАНОМ: от киноклуба до творческой практики
Бондаренко Елена Анатольевна

Ведущий: Бондаренко Елена Анатольевна,
кандидат педагогических наук, зав. лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, доцент кафедры киноведения ВГИК имени С.А.Герасимова.
Елена Анатольевна закончила ВГИК, более двадцати лет занимается наукой и преподает в школе, за это время ей довелось руководить детской киностудией, кружком телевизионной журналистики, киноклубом, вести занятия по различным направлениям медиаобразования. С 1994 по 2003 годы она курировала Московский городской конкурс видеоработ "Мое открытие мира", в настоящее время является членом жюри восьми конкурсов и фестивалей детского экранного творчества; член Международной ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики; принимала участие во многих российских и международных конференциях по медиаобразованию; автор более 90 публикаций по вопросам кино- и медиаобразования.

Цель мастер-класса: подготовка учителей к работе по медиаобразованию по двум направлениям: киноклуб (просмотры и обсуждения) и первые шаги в собственном экранном творчестве.

Сроки проведения мастер-класса: декабрь 2011 г. - январь 2012 г.

Участники мастер-класса: учителя 4-9 классов, педагоги дополнительного образования, педагоги образовательной области "Искусство", желающие познакомить учащихся с искусством экрана, языком кино и телевидения, освоить диалог с экраном и открыть для себя возможности творчества в этой области.

Аннотация к мастер-классу
Это попытка научиться и смотреть на мир, и видеть его. Для того, чтобы освоить язык экрана, его надо научиться понимать - для этого нужны просмотры и обсуждения. А для того, чтобы усвоить специфику экранного языка, ощутить, насколько он может быть прост или сложен, двусмыслен или однозначен, скучен или затейлив - надо снимать самому. Каждое из этих направлений необходимо, поэтому и мы попробуем помочь учителю и ученику рассмотреть их в единстве.

Итак -
Диалог с экраном
Искусство экрана - это целый мир. Оно впитало традиции всех известных до него искусств и при этом выработало собственную систему выразительных средств, свой язык.
Попробуем же совершить путешествие в этот мир.
Как и всегда в дороге, многое зависит от вас.
Возьмите с собой наблюдательность и терпение; скуку и невнимание можете оставить дома, ибо эти два качества обладают удивительным талантом возвращать вас к самому началу пути, а то и отбрасывать назад.
Там, куда мы отправляемся, вам пригодятся способности Шерлока Холмса - восстанавливать целую картину жизни по одной-двум деталям. Попробуйте сделать это - и результат, не сомневаюсь, удивит вас самих. Глядя на экран, мы иногда не слышим и не видим даже то, что ясно, как на ладони, хотя глаза наши открыты, а уши слушают. Искусство экрана умело использует одну из своих особенностей: если вы не пытаетесь понять смысла того, что вам показывают, то он может от вас ускользнуть, хотя "на первый взгляд" все будет ясно. Каждый увидит свой фильм. Для одного это будет философский рассказ о смысле жизни, для другого притча о том, как Красота и Добро спасут мир, для третьего - история о неудачной мести, для четвертого просто набор красивых картинок, как в комиксе… И каждый будет прав. Он увидит то, что хотел, что ожидал увидеть.
Вы, наверное, не раз слышали выражение "диалог с экраном". Как бы вы его объяснили? Ведь быть собеседником (и притом полноценным) - не значит комментировать происходящее вслух или отворачиваться, когда на экране возникает то, чего вы не хотите видеть.
Диалог с экраном может возникнуть только тогда, когда вы пытаетесь понять: а зачем мне показали это именно так? Почему на героине светлое платье, а не какое-нибудь другое? Почему я в этом кадре не вижу ее лица? О чем мне говорят это движение, этот жест, этот дождь, этот ветер?
Кто стоит "за кадром" и что он пытается мне сказать?
Ряд подобных вопросов бесконечен. Попробуйте ответить на них - и вы начнете ощущать, как что-то меняется, словно на экране возникает совершенно иное зрелище, даже если вы смотрите фильм, который знаете едва ли не наизусть. Да и экран-собеседник гораздо интереснее "просто экрана". Он, в свою очередь, способен поставить перед вами много вопросов, ответы на которые могут заставить вас пересмотреть мнение о жизни и о себе.
Попробуйте для начала просто ответить на эти вопросы: любите ли вы ходить в кино? Любите ли вы смотреть телевизор? Какие фильмы и передачи вам нравится смотреть больше всего?
Представьте, что идет фестиваль "Один век жизни кино". Вы - участник жюри, которое должно определить три самых лучших фильма мира. Это - фильмы всех времен и народов, на все времена.
А теперь вообразите, что вам предстоит много лет странствовать в космосе. Какие фильмы вы взяли бы с собой, не опасаясь, что они вам быстро наскучат?
Кого вы могли бы назвать самым лучшим актером мира? Лучшей актрисой? Что нравится вам в героях этого актера? Что вас привлекает в героинях этой актрисы? Хотели бы вы быть похожим на этих героев? В чем?
Отвечая на эти вопросы, вы вдруг ощутите, что герои кино незримо живут рядом с нами. Они могут стать нашими друзьями или врагами. Рядом с ними интереснее жить.
А сможете ли вы сами определить, чем этот мир отличается от привычного для нас мира обыденной жизни? Яркостью впечатлений? Да. Силой чувств? Да. Переживанием, равного которому не находишь нигде?
И зависит это от очень простых вещей. Истины всегда просты; а те истины, которые мы называем великими, просты до такой степени, что диву даешься: как это я раньше не догадался? Поэтому не смущайтесь, если вам покажется, что нужно искать ответ на слишком простые вопросы. Чем проще вопрос, тем сложнее может быть путь к ответу.
Немногим более ста лет назад, в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда на белом экране возникали призрачные, черно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины. Это была не просто "движущаяся фотография" сама жизнь ворвалась на экран, просияла улыбкой ребенка, прошелестела ветром в кронах деревьев, промчалась вместе с фиакром по нарядной улице Лиона. Десять первых киносюжетов могут показаться случайными среди них хроника событий, несколько комических сценок, бытовые зарисовки: как работают кузнецы, как выходят рабочие с фабрики Люмьер, как купаются в море дети…
История не сохранила впечатлений самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ века - "синема", искусство экрана. Кино. Кинематограф если говорить по-французски, на языке создателей первых киноаппаратов.
Несколькими десятилетиями позже появится телевидение, затем видео. Экран завоюет мир…
Можно по-разному представлять себе наше прошлое. Но если мы попробуем заглянуть в будущее, оно для нас неразрывно связано с экраном. Своеобразные варианты телевизора, домашнего кинотеатра, видеотелефона, компьютера, Интернет все это обязательно входит в наши представления о будущем.
Если раньше мы могли только представлять себе малоизвестное и неведомое например, то, как выглядит жизнь туземцев с далеких островов или знаменитый подводный корабль "Наутилус" капитана Немо, рожденный фантазией писателя Жюля Верна, то теперь мы можем все увидеть на экране! Жизнь в космосе и звездные войны, приключения бактерий и подвиги героев из знаменитых комиксов - Супермена, Бэтмена, Человека-паука… Все, что только можно снять как в реальности, так и с помощью разных трюков дорисовок, макетов, различных компьютерных технологий. Теперь уже наша фантазия должна успевать за выдумкой художников и режиссеров.
Искусство экрана перевернуло не только нашу жизнь - оно изменило и наши представления о жизни.
Для нас стало привычным видеть мир сразу в нескольких измерениях. За одну минуту четыре-пять раз сменить точку зрения: смотреть на землю то с высоты птичьего полета, то глазами муравья; увидеть человека в толпе - и тут же выделить его лицо, а затем внимательно рассмотреть то, что у него на ладони. Вернуться в прошлое - и мгновенно перейти к настоящему, а то и заглянуть в будущее…
И средство, благодаря которому мы можем так свободно перемещаться во времени и пространстве, доступно каждый день и каждому из нас. Мы пользуемся им, сами порой того не замечая. Оно стало привычным настолько, что ежевечернее кругосветное путешествие (вспомните любую программу телевизионных новостей!) мы воспринимаем как нечто обыденное.
Почему же искусство экрана так быстро завоевало наши сердца?
Вам, наверное, приходилось видеть какой-нибудь фильм (или мультфильм) и в кинотеатре, и по телевизору, и в видеозаписи - и наверняка вы заметили, что от этих просмотров остаются разные впечатления. В кинотеатр нужно идти по улице; надо купить билет и сделать много попутных дел (которые взрослым могут показаться совсем не обязательными - зайти в буфет, сыграть с компьютером, просмотреть всю рекламу на стенах). Но вот вы оказались в зрительном зале; бесконечное неторопливое движение людей, шелест и приглушенный шум разговоров занимают ваше внимание до той особой минуты, когда гаснет свет, наступает тишина, и на смутно-белом экране рождаются первые кадры фильма.
А потом, после сеанса, шелест шагов и приглушенные голоса покидающих зрительный зал; глоток свежего воздуха; свет, который кажется особенно ярким после полутьмы. И порой так не хочется расставаться с иллюзией, которая покорила ваши сердца на час просмотра, на день, на неделю… а иной раз и на всю жизнь.
Кинематограф всегда маленький праздник.
Телевидение для нас куда более буднично. Здесь мы включаем зрелище сами; телевизор всегда предлагает нам выбор из нескольких программ. От телеэкрана всегда можно на минутку отвлечься; однако его притягательная сила нам хорошо знакома. Попробуйте посреди беседы с друзьями включить телевизор и разговор тотчас прервется, что бы ни появилось на экране. Телевизор станет вашим главным собеседником; и даже досада на бесконечные рекламные вставки, которые так мешают смотреть интересный фильм, не заставит вас оторваться от экрана. Телевидение не зря называют "наркотиком"; иногда мы настолько привыкаем к тому, что в углу комнаты что-то должно все время светиться и бормотать, что не можем ничем заниматься, пока не включен телевизор.
Видео и цифровая запись добавили к этому еще кое-что новое. Вы уже не привязаны к телевизионной программе, к появлению "незваных" рекламных роликов. Можно выбрать удобное для вас время, посмотреть что-то неизвестное или еще раз встретиться с фильмом, чьи герои давно уже стали для вас добрыми и верными друзьями. Мало этого - вы можете в любой момент остановить просмотр, вернуться назад, рассмотреть один кадр или целую сцену в замедленном действии, или "промотать" затянутый, с вашей точки зрения, эпизод. Достаточно нажать кнопку - и экранный мир подчинится вам и вашим желаниям. На экране появляются первые кадры…
Здесь-то и начинается самое интересное.

Открытие языка экрана
Почему нам нравится смотреть фильмы? Почему истории, рассказанные нам с экрана, заставляют нас плакать, смеяться, иногда - обливаться слезами над вымыслом, а порой вроде бы интересные картины оставляют нас равнодушными?
Если мы попытаемся понять, как экран общается с нами, нам не обойтись без слов "история", "рассказать", "собеседник". Получается, что экран обладает своим и только своим способом общения, особым языком. При этом, как всякий собеседник, экран требует от нас знания этого языка, умения понимать "слова", расшифровывать "фразы", связывать их в единый рассказ.
Сейчас, всего лишь через сто с небольшим лет после изобретения кино, мы попадаем в странное положение. Мы умеем понимать экранный рассказ и даже общаться с ним, не отдавая себе отчета в том, что это - язык. И поэтому, понимая, что происходит, мы не понимаем, как и зачем это происходит. Но тем не менее глаз от экрана не отрываем!
Казалось бы, что тут сложного? Открывай глаза и смотри.

Творческий практикум №1.

Фотография и рамка

Все дело в том, что мы видим происходящее на экране чужими глазами. И не просто чужими глазами - это взгляд другого человека, ограниченный рамкой кадра.
Каждый разговор на эту тему начинается с того, что же такое язык экрана. Если хотите, можете самостоятельно поискать материалы о том, что такое кадр, ракурс, кинематографический план и монтаж. (если не найдете - загляните в конец текста).
Но мы в рамках этого мастер-класса будем одновременно учиться и смотреть, и видеть.
Напомним, как рождается язык экрана.
Возьмите фотоаппарат, пустую рамку от слайда или просто прорежьте небольшой четырехугольник в листе бумаги и попробуйте посмотреть на мир сквозь это маленькое отверстие.
Не правда ли, все неуловимо меняется, оставаясь для нас вроде бы привычным и узнаваемым?
Непривычному глазу рамка кадра сначала мешает. Исчезает привычное ощущение целого; мир превращается в странный набор картинок. Облако и дерево не умещаются в рамке одновременно, а сами по себе они не так интересны; твой друг оказывается "усеченным" по пояс, и, чтобы увидеть его во весь рост, тебе придется отойти подальше; в светлой комнате вдруг не хватает света, и вместо лица, которое ты ясно различал невооруженным глазом, в объективе фотоаппарата - только темный силуэт…
Но, привыкнув к рамке, неожиданно открываешь, что ее границы не так уж плохи; в них даже скрыты некие преимущества. Наш взгляд может обойти тот предмет, который не нужен в кадре; может задержаться на чем-то, рассмотреть что-то подробнее, приблизить или удалить…
Попробуйте еще раз испытать свое восприятие. Возьмите все ту же "рамку кадра" и приложите ее к большой пейзажной фотографии. Ваша задача - попытаться "снять" маленький телевизионный ролик (телезарисовку). Попробуйте показать большой мир, его красоту и разнообразие через прямоугольник вашего кадра, но так, чтобы было ясно, где это происходит.
За эти несколько минут вы повторили те открытия, которые позволили кинематографу начать свое развитие - привели к рождению языка кино.
В основе этих открытий лежит очень простой факт. Между нашим взглядом и той картиной, что возникает на экране, - взгляд кинокамеры. Казалось бы, все не так уж сложно. Кто-то смотрит на мир через объектив, снимает что-то на кинопленку, а потом это видим мы.
Но ведь это уже не наш взгляд на мир! Даже находясь в том же самом месте, мы могли бы увидеть совсем другое. Один увидит рассветный полумрак под деревьями, другой обратит внимание на то, как сверкают капли росы, а для третьего все померкнет перед восходом солнца. И каждый из нас направил бы камеру на то, что ему более интересно.

Творческий практикум № 2.

Взгляд на мир

Выберите справа и слева от себя заметные предметы. Посмотрите на один из них и попробуйте перевести взгляд на другой по огромной дуге (через небо или потолок), стараясь, чтобы глаза двигались ровно и медленно.
Ну и как - удалось?
А долго ли вообще мы можем смотреть на один и тот же предмет, не отводя глаз?
В этом свойстве нашего зрения скрыта еще одна тайна популярности кинематографа и телевидения. Мы видим мир резко, рывками, нам необходимо все время переводить взгляд, оценивая, сравнивая, сопоставляя. И поэтому смена кадров на экране воспринимается нами легко и естественно.
На экране мы смотрим на мир чужими глазами, сами того не сознавая. И чужой взгляд, тщательно выбирая, на что смотреть, заставляет нас следовать за сюжетом, создавая особый мир мир экранного действия.
А за нами остается свобода выбора принимать или не принимать этот мир. Следовать за автором, за его мыслями, впечатлениями, эмоциями или равнодушно посмотреть на экран и так ничего и не увидеть.
За изображением на экране всегда скрыт гораздо больший труд, нежели мы в силах вообразить. Десятки, а порой и сотни (или тысячи) людей объединяют свои усилия, чтобы рассказать нам одну-единственную историю.
Ведь в кино важно не столько то, что рассказывают, сколько то, как это делают.
Фильм, несмотря на сложные съемки, может быть очень прост. Однако и это главное он должен затронуть нашу душу, дать нам возможность открыть что-то новое в себе и в мире, окружающем нас, понять, что объединяет и разобщает людей. Открытие истины и ощущение прекрасного не это ли самые яркие впечатления от любого фильма?
Но, может быть, и это еще не все?
Давайте вместе поразмышляем над тем, зачем нам кино и телевидение. Какие чувства пробуждают они в нас. Кто мы такие и кем становимся, изменяя себя и мир вокруг себя не без помощи экрана!
Интересовало ли вас когда-нибудь, какой оператор снимал этот фильм? Какой художник создавал к нему эскизы? Кто исполнял трюки, кто занимался взрывами и макетами? Кто создавал компьютерные программы и рисовал "в объеме" невиданные пейзажи и невероятных персонажей? Благодаря кому вы путешествуете по миру этого фильма?
По ходу нашего путешествия по миру экрана нам предстоит многое узнать и о себе. О том, как мы смотрим на мир и почему.
Посмотрите сами: каковы ваши любимые фильмы? И попробуйте задуматься: а почему мне нравятся именно эти картины? За что я уважаю именно этих героев? Что мне довелось пережить с ними за время фильма? Что заставляло замирать мое сердце? Что вызывало ненависть, а что было смешным? А что заставляло восхищаться и порой завидовать героям в чем они умнее, хитрее, благороднее, сильнее меня?
Стал ли я сам добрее? Или во мне прибавилось зла и ожесточения? Ненависти? Желания мстить всему миру или добиваться своей цели любой ценой?
Что же происходило во время просмотра со мной?
Что вообще мы чувствуем, когда смотрим фильмы?
Оказывается, мы многого ждем и многого хотим от того, что видим на экране. И порой, неизвестно почему, чувствуем себя обманутыми.
Это может происходить по разным причинам: мы не всегда понимаем то, что нам рассказывают а иногда просто не слишком внимательны к деталям, к мелочам. Мы можем растеряться от того, что история начинается с конца, и лишь потом будет показано, что же случилось раньше. Или, сразу догадываясь, к чему ведет сюжет, теряем интерес к самому рассказу.
Возьмем для примера одну историю: "Однажды в горах похитили невесту…". Она может быть и сюжетом для трагедии, и началом жизненной драмы, и основой для известной комедии о Шурике и кавказской пленнице. И здесь все зависит от того, как это рассказать.
Кино прежде всего искусство рассказывать истории на экране.
Язык экрана становится привычен и понятен нам с детства.
Но не так уж просто, как может показаться, научиться смотреть кино. И еще сложнее научиться видеть все то, что составляет подлинный смысл и богатство фильма.
Всего лишь за два-три десятка лет язык экрана сформировался настолько, что остается понятным нам и доныне. Истории, рассказанные языком кино, подчас стареют быстрее, чем книги. Лицо, считавшееся красивым, через десять лет может показаться угловатым и неестественным; то, что заставляло людей искренне плакать в зрительном зале, спустя годы может вызвать лишь легкую улыбку…
Почему же экран до сих пор настолько притягателен для нас? Почему мы ловим цветы и бабочек в мини-объективы мобильных телефонов, улыбаемся друзьям в фотоаппарат, а при виде кинокамеры руки так и тянутся хоть что-нибудь снять?
Посмотрим же на экран более пристально. Попытаемся понять, что такое язык экрана и почему он возник, развился и завоевал мир так быстро и столь надолго.
В русском языке не случайно существуют два глагола: смотреть и видеть. Смотреть на экран мы все умеем; ну а видеть… иногда приходится этому учиться.
Любой фильм существует не сам по себе, но только тогда, когда вы его смотрите. Без вашего желания понять происходящее любой фильм мертв. И оживить его - дело ваших рук, ваших глаз, вашего сердца. Вашего желания сопереживать и размышлять.
Поэтому начнем с того, чтобы научиться смотреть. Смотреть внимательно, подмечая детали, запоминая, как это выглядело на экране. Однако сначала - смотреть! Смеяться или хмуриться, соглашаться или внутренне спорить.
А уже после просмотра полезно поразмышлять о том, что мы увидели.

Творческое задание № 1

Найдите в сети Интернет мультфильмы режиссера Михаила Алдашина "Букашки" или "Другая сторона".
Посмотрите их.
Простые и очень ясные сюжеты, не правда ли?
И абсолютно понятные…
… понятные ли?
Попробуем понять, на что же мы смотрели - и что мы увидели.
Вот ключевые вопросы к такому анализу-размышлению:
1. О чем был этот мультфильм?
Если сложно ответить сразу - помогите себе. Какая фраза (или какой кадр, какя сценка) запомнились больше всего?
Как они были сняты (как выглядели на экране?)
Что делали герои? На что это было похоже?
Как поступали с ними другие персонажи?
Почему это было изображено именно так - и никак иначе?
Узнаем ли мы в этих персонажах человеческие черты?
 
Так о чем все-таки эти фильмы - о червячках и букашках? Или о какой-то очень важной стороне нашей жизни, о которой мы пока еще не очень задумывались?
 
Первый шаг сделан. Мы с вами ощутили разницу между смотреть и видеть.
А второй шаг предлагаю сделать в обратную сторону. Попробовать самому "зашифровать" чувства, изложить их на языке экрана.
Иногда молодому автору кажется, что достаточно взять карандаш, нарисовать пару эскизов, написать несколько фраз, имея в виду какие-то мысли - и готов сценарий, мотор, начали!
Не стоит забывать о том, что это язык. И, как на любом языке, на нем надо учиться говорить. Научиться произносить слова (снимать кадры, где мы смотрим на мир) - и собирать из них фразы (в монтажной фразе мы должны уже не смотреть, а видеть - и настолько ясно, чтобы вместе с нами предлагаемый смысл видел и любой другой зритель).
Кинематограф учился видеть мир у живописи и фотографии.
Начало кино, его первые шаги - ролики пленки, которые представляют собой просто единичные ожившие кадры.
Для того, чтобы выразить длинную и более сложную мысль, пришлось соединить несколько кусков пленки.
То, что объединяет несколько кадров общим смыслом, и есть очень важный принцип, основу киноискусства - принцип монтажа. Чаще всего, употребляя слово "монтаж", подразумевают, что при соединении кусков пленки возникнет смысл, которого не было ни в одном отдельно взятом кадре.
Еще в первых монтажных экспериментах у Льва Владимировича Кулешова одно и то же лицо Ивана Мозжухина, снятое "нейтрально", без какого-либо определенного настроения, зрители воспринимали по-разному: из соединения двух кадров возникал третий, совершенно иной смысл! Рождалось настроение, которого не было - гнев, горе, радость.
Позже у Сергея Михайловича Эйзенштейна смысл его монтажных экспериментов был выражен изящной и непривычной формулой: 1+1=3
В "переводе" на привычный нам язык это означает: при соединении двух кадров возникает дополнительный, "третий" смысл, которого не было ни в одном из предыдущих кадров.

Творческое задание № 2

Попробуйте сами достроить смысл "монтажной формулы" по Кулешову. Какое чувство должно возникать у зрителя, если он увидит такое сочетание кадров?
Лицо актера + аппетитная тарелка супа
Лицо актера + мышь, вылезающая из норы
Лицо актера + детский гробик
Ужас, голод, печаль, - целую гамму чувств экран может выразить так просто! Хотя… просто ли?
Ведь режиссеру приходится делать наоборот - искать нужные кадры для чувства, которое он хочет передать на экране.
А сможете ли вы все сделать наоборот - изобрести "монтажную формулу" для предложенного вам чувства?

СТРАХ _______________________ + _________________________
ГОРЕ ________________________ + _________________________
ГНЕВ ________________________ + _________________________
ИСПУГ _______________________ + _________________________
РАДОСТЬ _____________________ + _________________________
ЗАВИСТЬ _____________________ + _________________________

Иногда двух кадров может не хватить для того, чтобы просто и понятно выразить иные из таких знакомых нам человеческих чувств. Порой для этого нужна целая "монтажная фраза" - ряд кадров. И тогда перед нами возникает уже не просто "формула чувства", но короткая история, которой доступны оттенки различных чувств.
Что могло бы выразить монтажное сочетание "лицо человека + далекий белый парус в море"? Вспомните знаменитые строки Лермонтова; взгляд поэта неизмеримо более глубок, он соединяет разные времена и пространства в единую картину мира. Здесь уже целая гамма чувств. Хватит ли двух-трех кадров, чтобы выразить свои сокровенные мысли столь же ясно, печально и точно?..
Говорить на языке экрана лучше начиная с малых жанров. Это может быть зарисовка - незавершенный сюжет, описывающий настроение или состояние, или этюд - короткий сюжет с началом, развитием действия, кульминацией и финалом. (Лучше не начинать свое творчество с длинных фильмов - это очень сложно. Все равно что сразу попробовать заговорить по-китайски или по-японски. Со стороны всегда кажется, что это легко…)
Нас тянет поговорить на языке экрана. А единственный способ научиться - это начать учиться. Сейчас, когда любой цифровой фотоаппарат снимает не только отдельные кадры, но и фрагменты видео, с его помощью можно активно учиться снимать.
Попробуйте для начала поснимать отдельные кадры, где бы ярко выраженным было какое-то настроение или состояние. Мир счастлив, или напряжен в предчувствии грозы, или испуган…
А теперь попробуйте написать маленький сценарий и снять зарисовку. Вот возможные темы: "Перед грозой", "Жду маму у магазина", "Непослушная собака", "Любопытный воробей"…
И сценарий, и сама зарисовка могут быть отдельными творческими работами.
Иногда удается очень удачно придумать. А иногда - очень точно снять.
Покажите свою зарисовку другим зрителям - друзьям, родителям, учителям.
Понятно ли им было то, что вы хотели сказать? Или диалога со зрителем не получилось?
С помощью монтажа можно создать мир, которого нет в реальности. Дорога привела к дому, который на самом деле стоит в другом месте. Комната, куда вошел ваш герой, находится не в этом доме. Тем не менее рассказ ведет за собой, и мы верим экранному языку.
Попробуйте снять этюд "Обман" в двух вариантах.
Первый вариант - с точки зрения обманщика. Тот, кто обманул, считает, что он прав, что это была только шутка.
Второй вариант - от имени обманутых. Те, кого обманули, обижены, а может быть, и оскорблены…
Получается, что от формы экранного рассказа зависит и содержание. Можно веселиться вместе с обманщиком. А можно обижаться вместе с теми, кого он обманул…
Теперь вы познали обе стороны подлинного творчества. Это умение смотреть - и стремление видеть. Так рождается и восприятие, и умение говорить на языке экрана. Без обоих этих умений нам не обойтись. Без них никто не поймет и нас - что бы мы ни снимали.
Поэтому будем постоянно работать над собой. Смотреть - и задавать себе вопросы. Видеть - и снова учиться смотреть. И этот диалог с экраном никогда не наскучит.
Учиться можно у фильмов, телепередеч, клипов, компьютерных игр… Все, что мы не смотрим бездумно, идет нам на пользу.
Помните - без вашего желания понять, без труда души любой мир экрана мертв. Ваш интерес, ваше вдохновение - залог успеха. Экран вдохновляет вас - ответьте ему тем же!

*  *  *

Cвои работы присылайте по адресу gudilinas@mail.ru. На форуме вы можете задавать вопросы ведущему (не забывайте указывать свое имя и регион).

Мероприятия и результаты:
- представление лучших творческих работ учащихся на Медиафестивале для учащихся (art.ioso.ru)
- 16 декабря 2011 г в 15-30 (московское время) на art.ioso.ru - выступление в прямом эфире

Вверх


© 2008-2012 art.ioso.ru