МЕДИАФЕСТИВАЛЬ для школьников 2014

О Медиафестивале
Новости
Мастер-классы
Проекты
Результаты
Архив

Мастер-классы
 



НАЧИНАЮЩИМ СЦЕНАРИСТАМ И РЕЖИССЕРАМ: ЧТО ТАКОЕ СЮЖЕТ или с чего начинать

Ведущий - Елена Анатольевна Бондаренко,
кандидат педагогических наук, зав. лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, доцент кафедры киноведения ВГИК имени С.А. Герасимова.
Елена Анатольевна закончила ВГИК, более двадцати лет занимается наукой и преподает в школе, за это время ей довелось руководить детской киностудией, кружком телевизионной журналистики, киноклубом, вести занятия по различным направлениям медиаобразования. С 1994 по 2003 годы она курировала Московский городской конкурс видеоработ "Мое открытие мира", в настоящее время является членом жюри восьми конкурсов и фестивалей детского экранного творчества; член Международной ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики; принимала участие во многих российских и международных конференциях по медиаобразованию; автор более 150 публикаций по вопросам кино- и медиаобразования.

Цель мастер-класса: подготовка к первым шагам в собственном экранном творчестве: работа над сюжетом.

Сроки проведения мастер-класса: март 2014 г.

Участники мастер-класса: педагоги дополнительного образования, педагоги образовательной области "Искусство", желающие познакомить учащихся с искусством экрана, языком кино и телевидения; учащиеся любого возраста - все, кто хотел бы понять для себя, как выстраивать работу над сюжетом в кино и телевидении.

Аннотация к мастер-классу
Это попытка научиться смотреть на мир и видеть его через призму драматургии. Кино и телевидение - способы рассказывать истории языком экрана. Для того, чтобы рассказ был интересным и захватывающим, надо всего-навсего… уметь рассказывать. Уметь мыслить этим языком и представлять себе, как это может получиться на экране. В мире не так много хороших рассказчиков. И тем не менее существуют общие законы и правила, которые могут помочь начинающим в этом нелегком деле.

Итак -
ЧТО ТАКОЕ СЮЖЕТ
Часть 1 . Искусство видеть мир

"Необычность" языка экрана давно стала для нас привычной.
Год от года язык экрана становится все сложнее. Выходят новые фильмы, телепередачи, возникают новые виды монтажа. Наше восприятие изменяется - и опять требует обновления экранного языка.
И тут перед нами возникает вопрос: чем же язык экрана отличается от литературного, например, языка?
Сколько измерений у экрана?
А все ли на свете можно измерить?
Можно ли сосчитать все измерения экрана?

Вот короткая, но остроумная задачка Льюиса Кэррола, автора книги "Алиса в стране чудес":
"Кошка съедает мышку за одну минуту. За сколько времени кошка съест 60 000 мышек?"
Ответ на эту задачу будет ждать вас чуть дальше.
Пока же мы вернемся к тому, как играет с нами экран.
На экране существует особое время. Особое - экранное - пространство. Что же создает их?
Вспомните любой фильм и скажите (только не торопитесь с ответом!): сколько времени должна была в жизни длиться история, которая на экране продолжалась около полутора часов?
Припомните самое начало фильма. Рассказ завораживает вас, затягивает незаметно и неумолимо, часы и дни сжимаются в минуты, и вот вы уже, зная в глубине души, что правдоподобие времени давно уже нарушено, мысленно подгоняете рассказ: "Быстрей! Быстрей! Вперед, к новым героям и новым приключениям!"
А теперь попытайтесь сказать, не было ли в этом фильме таких моментов, когда время буквально останавливалось, замирало, длилось и длилось, хотя в жизни для того, что случилось, хватило бы и нескольких секунд?
Время для нас течет неодинаково. Все мы знаем, что неприятные минуты обладают даром растягиваться и никак, ну просто никак не могут подойти к концу, а порой целый день пролетает буквально как одно мгновение.
Время же фильма - экранное время - то пролетает, минуя часы, недели и месяцы, стягивая их в секунды, то мгновения самого напряженного действия "останавливает", растягивает до такой степени, что у нас замирает сердце: ну где же помощь? Спешите, ведь сейчас герой упадет в пропасть!
На экране изменяется время?.. Но возможно ли это?
Не припомните ли вы случая, когда экран говорил вам: "Прошли годы" (часы, дни), не пользуясь при этом словами? Например: на вечерней улице горят фонари. В следующем кадре - та же улица, но при ярком свете дня.
Подобные "экранные фразы" способны сказать гораздо больше, чем любые титры или закадровый текст. Они создают настроение, атмосферу действия.
Критик Бела Балаш в своей книге "Искусство кино" описывает одно из самых поэтических изображений времени на экране - фрагмент из картины немецкого режиссера Джое Мея "Возвращение на родину":
"Герой бежит из плена. Затем мы видим его прибывшим в свой родной город. В промежутке мы видим его странствование. Но мы видим не его, а только ноги на крупном плане. Эти ноги идут и идут безостановочно. Добротные солдатские сапоги переходят наплывом в рваные, запыленные, которые затем переходят в плохие дырявые шлепанцы. Шлепанцы переходят наплывом в жалкие портянки. Наконец остаются босые, запыленные, израненные ноги, которые все шагают и шагают. Реальная протяженность этого странствования длится, может быть, три минуты. Но мы представляем себе месяцы и годы".
В этом кусочке пленки создан интересный образ времени - оно показано через то, как разрушаются вещи, но остается нечто нетленное. Изнашивается обувь, но не ослабевает желание человека попасть домой, преодолевая все препятствия на своем пути.
Экран создает особое время. Жизнь человека, показанная за два часа. Годы, спрессованные в секунды. Минуты, растянутые настолько, что в нашем восприятии они кажутся похожими на века.
Обратите на это внимание - и вы наверняка найдете в каком-либо другом фильме интересный монтажный ряд, который "говорит" о прошедшем времени.

А теперь вернемся к задаче (не похожа ли она скорее на загадку?) Льюис Кэррол ответил на нее так: "Не скоро. Я лично думаю, что скорее мышки съедят кошку".
Вы улыбнулись? Не ожидали такого ответа? В то время как вам (наверняка!) захотелось всерьез подсчитать, сколько часов составят 60 000 минут, подумать бы о другом: а придет ли в голову кошке идея съесть стольких мышек?
Мы можем говорить об измерениях экрана, считать кадры, разбирать приемы, но не стоит забывать: мы имеем дело с искусством. Мы прикасаемся к миру чувств, многое здесь удивительно и непредсказуемо с точки зрения элементарного сложения и вычитания.
Словом, будьте внимательны и серьезны, но не забывайте о кошке! Как только вам покажется, что все понятно, все очень просто, все можно сосчитать, измерить, взвесить и разложить по полочкам, вспомните о кошке, о загадочном, непочтительном и дерзком существе, которое всегда и везде (как в сказке Редьярда Киплинга) гуляет само по себе. Подлинный смысл искусства всегда прост и неуловим одновременно. Не забывайте об этом!

Итак, основные измерения экрана - время и пространство.
Экранное время может быть короче реального, может быть равным ему, а может и превышать его (это как раз тот случай, когда секунды реального действия растягиваются в минуты на экране).
С пространством дело сложнее. Понять принцип экранного "путешествия во времени" вовсе не так уж сложно, а вот по каким законам возникает то особое пространство, которое мы называем экранным?
Можно ли с помощью монтажа из пяти разных городов создать один? Показать старинный дворец, внутри которого будет все - от пещеры до современной комнаты? Снять равнину на лесной поляне, пустыню в песочнице или небольшую зеленую рощицу представить зрителю как огромный лес?
На экране может возникнуть здание, которое никогда не существовало. Комната из одного дома, коридор из другого, вестибюль гостиницы, выход с привокзальных ступенек - а у вас все это объединяется в одну целостную картину.
Вы скажете: это не проще, чем составить изображение одного человека из многих кадров: руки одного, ноги другого, платье третьего, лицо четвертого… Да сможем ли мы поверить в столь откровенную подделку?
И тем не менее - верим. Упомянутый ранее Л. В. Кулешов проводил такие эксперименты: "создавал" человека или даже целую ситуацию "как встретились влюбленные" при помощи монтажа - из кадров, снятых в разное время в совершенно разных местах.
Для того, чтобы создать на экране новое, интересное для зрителя, выразительное пространство, мало использовать те законы композиции, которые "унаследовал" экран от фотографии. Нужен не только искусный монтаж - нужны и особые приемы съемки.
Одним из таких приемов является панорама. Это прием, при котором камера поворачивается (или движется), наблюдая за движением актера или какого-либо объекта.
Одна из первых панорам была снята на заре кинематографа оператором фирмы братьев Люмьер в Венеции. Он снимал виды города с борта плывущей гондолы.
А в "Большом ограблении поезда" у Портера мы найдем уже две панорамы - вертикальную (сверху вниз), когда бандиты сбегают с насыпи, и горизонтальную (движение в сторону) - когда камера следит за тем, как они скрываются в зарослях.
Важен и выбор точки съемки. Поставили камеру на уровень пояса - и получили взгляд театрального зрителя, зрелище обрело солидность и монументальность. Сняли героев с верхней точки - и они стали маленькими и беззащитными.
Этот прием - выбор "точки зрения" камеры - получил название ракурса.
Выразительные особенности съемки "с движения" были оценены не сразу. Но чем дальше развивался язык экрана, тем более становилось ясно, что панорамы таят в себе немалые возможности: в непрерывном кадре можно показать все, что определяет действие, переходя от крупных планов к общим, выделяя детали. Движение камеры вносит в экранное зрелище особого рода динамику. Возникает уже другой, внутрикадровый монтаж.
И здесь уже особое значение обретает ритм кадра.
Мы привыкли, что ритм в музыке. А есть ли ритм у изображения?
В чем заключено для нас обаяние океана? Не в ритме ли прибоя? А ведь этот ритм - не только удары волн, набегающих на песок. Этот ритм - и само чередование волн, и порывы ветра, и изгибы песчаных дюн…
У пространства есть свой ритм. И этот ритм мы можем уловить в композиции кадра.
Режиссура кино рождалась через особое отношение к темпу и ритму. К движению в пространстве.
Экран и в самом деле создает совершенно особое пространство. Пространство, обладающее всей полнотой изображаемой жизни - и незаметно, но властно диктующее нам свой взгляд на мир.
Раньше это пространство называли кинематографическим. Теперь мы скажем - пространство экрана, потому что те же законы восприятия использует телевидение и видео. Они пользуются уже разработанным языком кино, в чем-то дополняя его. Жизнь без экрана для зрителей в наше время уже неполноценна.
Мы привыкли к всемогуществу экранного языка. Мы взлетаем под облака и опускаемся на дно океана, видим картины, недоступные человеческому глазу, переживаем то, чего никогда не случалось в реальной жизни - так, как нам это показывают…
Магия этого мира стала для нас обыденностью. Но для того, чтобы постичь ее законы, чтобы стать для экрана со-беседником, со-чувствующим, со-участником, - нам придется снова и снова заглядывать за рамку кадра.
Мы познакомились с некоторыми кинотерминами, но знать, как что называется, мало. Смысл того, что мы видим на экране, не исчерпывается суммой смыслов отдельных кадров, сцен, эпизодов. Целый фильм всегда создает свой, особый экранный мир, который отражает реальность по-своему. И несет в себе зачастую совершенно уникальный, неповторимый, доступный только языку экрана смысл.
Кадр, ракурс, монтаж… Мы пытаемся разгадать загадку экранного образа, разъять его на составные части. Но не так-то просто понять смысл, притаившийся в глубине фильма.
Искусство экрана - наследник всех искусств. Образы каждого искусства вкладывают свою долю в наше восприятие. Образ в кино всегда многослоен, многозначен; и пробираться к основной мысли иногда приходится шаг за шагом, сравнивая, сопоставляя, разбираясь.
Основа языка кино - монтажный образ. То, что получается в результате монтажного сочетания (или столкновения) двух и более кадров.
Так может рождаться смысл образа. И здесь от перемены мест слагаемых может измениться все.
Значит, нужна точка отсчета. Нужен своеобразный центр экранного мира.
А им всегда остается герой фильма. Человек, который выступает в искусстве мерой всех вещей. И в душе героя, в течении сюжета, в прихотливой смене грусти и радости, отчаяния и нежности, ненависти и любви заключено все то, что волнует автора. То, что мы должны прочесть, распознать, пережить, прочувствовать, расшифровывая язык экрана.
Мы не должны забывать, что, понимая значение каждой монтажной фразы, мы будем пока что так же далеки от общего смысла, как человек, читающий по слогам, от смысла литературы.
Общий смысл экранного произведения всякий раз рождается заново на наших глазах, в момент восприятия. Экранный мир создается и изменяется каждую минуту, и мы, постигая его, каждый раз можем находить в нем что-то новое - ведь и мы меняемся с каждым днем…
Иногда фильмы быстро теряют свое обаяние в глазах зрителя. Как же так - еще пару лет назад над этой комедией смеялись взахлеб, а сейчас от нее тоска берет. Шутки вымученные, актеры пережимают, сценки затянуты… А бывает и наоборот. Новые поколения зрителей вдруг открывают для себя свежий и веселый мир, который заставляет порой и на своих родителей или бабушек взглянуть иными глазами.
Есть вечные темы искусства: любовь, борьба света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти… Каждый раз они воплощаются по-разному. Каждый фильм - фотография своего времени, и пока время идет, пока меняются его приметы, разнообразие фильмов не иссякнет.
Мы пытались определить смысл фильма по тому, что происходит с героем. А всегда ли герой фильма - человек?
Может ли быть героем экранного произведения кто-то еще? Например, животные (выдра, собака, лошадь)? Кукла? Робот? Совершенно невероятное существо?
Мы сразу можем припомнить десятки фильмов, где главными героями являются не только люди или животные, но даже инопланетяне! А в некоторых картинах появляются и совсем нетрадиционные герои. Разве не является настоящим героем "джаз-комедии" Г. Александрова "Веселые ребята" сама джазовая музыка? Или два симпатичных робота из "Звездных войн"? Да среди эпизодических героев этого фильма столько необычных фантастических персонажей, что хватило бы населить целый город! Существа разумные и полуразумные, диковинные, непривычные - и в чем-то пародийно напоминающие нас самих.
Новые герои порой помогают старым сюжетам стать неузнаваемыми - чтобы мы еще и еще раз убедились в том, что глубинный мир наших ценностей и того, что нам дорого, остался прежним, как бы не изменялась жизнь.
И экран часто будет открывать для нас новые и новые горизонты восприятия..
На свете не может быть двух одинаковых рек. Двоих похожих друг на друга до капли дождей. Одинаковых лиц…
Одна и та же реальность заставляет художников творить все новые и новые образы.
Монтаж, сочетание звука и изображения, особые приемы освещения, непривычные ракурсы, цветовые эффекты или колоритная игра светотени, - не правда ли, впечатляющий арсенал? Но и это далеко не все. Многое из того, что связано с мизансценой, актером, звучащим словом, музыкой, диктует множество других приемов создания образа.
И если попытаться разобрать, как из этих заметных и трудноуловимых способов видеть и приемов показывать, рождается смысл, можно ощутить и понять, как создается художественный образ. Как возникает мир экрана.
И для того, чтобы попасть в этот мир, а не остаться возле экрана слепым наблюдателем, нужно только одно: желание понять, что в этом мире происходит.
Отвергая мир экрана, не пытаясь даже его понять, мы всегда что-то теряем в себе. Разумеется, когда этот мир - не подделка, не повторение в тысячный раз избитых истин, не "жевательная резинка" для глаз и души.
Как же отличить настоящее от подделки? Подлинное - от пустого?
Дорога к ответу проста: сравните - где вас заставляют делать хотя бы маленькие открытия, а где просто заполняют время каскадом беспрерывного действия (чтобы глаз не успевали от экрана оторвать).
Либо мы ОТКРЫВАЕМ ЧТО-ТО НОВОЕ В МИРЕ ДЛЯ СЕБЯ И ДРУГИХ, либо мешаем себе и другим это делать.
Третьего не дано.
Это и надо иметь в виду, когда мы начинаем работу над своим экранным сюжетом. Историей, которую мы хотим рассказать (и показать!) другим.
Как ни странно, сюжет будет строиться по одним и тем же законам и в коротком художественном фильме, и в мультфильме, и в телепередаче или репортаже.

Часть 2. СЮЖЕТ НА ЭКРАНЕ
Как ни странно, пытаясь рассказывать сюжеты на экране, мы часто забываем об элементарных вещах.
Во-первых, у сюжета всегда должны быть НАЧАЛО, СЕРЕДИНА и КОНЕЦ.
Примите пока это просто к сведению. Потом, когда вы придумаете весь ваш сюжет - проверьте, на месте ли все три эти элемента.
Начнем с того, что наш сюжет всегда должен о чем-то рассказывать. А для этого мы должны сразу ответить на вопрос: что произошло?
Что именно случилось? Что изменилось в этом мире? О чем мы хотели рассказать?
Из одного и того же сюжета можно сделать и фильм ужасов, и бойкий репортаж, и унылый затянутый рассказ-ни-о-чем. А зависит все от решения автора ( или авторов): о чем рассказывать будем?
Ответ на этот вопрос должен быть коротким и четким. В одно предложение. В одну строку.
Приняли решение?
Идем дальше.
Кто у нас герой? Это человек? Природа? Музыка (в клипе)?
Какой он?
Как его представить зрителю?
У нашего рассказа должен быть пролог. Расскажите зрителю, о ком (или о чем) пойдет речь. В репортаже это может быть прямой рассказ. Панорама места действия (ярмарка, толпа, школа, улица и т.п.). И будущего героя мы должны увидеть так, чтобы сразу было понятно: а) речь пойдет о нем; б) он именно ТАКОЙ (веселый, интересный, загадочный, злой; "черный ящик", который понемногу перед нами откроется и т.п.).
Вежливые люди представляют своих знакомых. Представьте зрителю своего героя!
Если сложно что-то придумать - пусть он просто идет в кадре, а вы прокомментируете (словами или музыкой) все, что, по-вашему, достаточно, чтобы представить героя (и место действия) зрителю.
У сюжета должна быть завязка. Иначе говоря - с чего все начиналось.
Однажды утром наш герой проспал. Опоздал в школу, с чего и начались все неприятности.
Вот один из сюжетов фильма школьной киностудии. Наш герой - первоклассник. Он начал учиться, а его собака соскучилась и отправилась в школу его искать. Заодно познакомилась со всеми - от директора до учителя начальных классов.
Завязка - мальчик гладит собаку и объясняет ей, что ему пора в школу. Пусть она его ждет. Придет - тогда они отправятся гулять.
Середина сюжета: (развитие действия): собака сидит у двери. Потом (кто-то пришел!) выскакивает за дверь и отправляется в школу. Прошмыгивает мимо охранника. Прячется за дверью от директора школы. Бежит по коридору, заглядывая в классы. Обнюхивает пол.
И (а вот и развязка!) находит своего маленького хозяина.
Виляя хвостом, гордо ведет его из школы домой (а вот и эпилог - действие уже кончилось, но надо же зрителю и дух перевести).
Чего не хватало в этом сюжете?
Самого напряженного момента - кульминации. Наша маленькая героиня просто искала своего хозяина. Она ничего не совершила. Ничего не изменилось. Она просто его нашла.
А у героя всегда должен быть момент преодоления. Он что-то должен победить в себе. Или что-то доказать другим. Что-то должно измениться.
Собачку могли попробовать прогнать. А она - пугливая трусишка - вдруг стала храброй и залаяла.
Или ей, нетерпеливой, пришлось сесть и подождать, пока хозяин не доделает все свои дела.
Именно поэтому и надо было в самом начале подумать о том, о чем же мы будем рассказывать.
О том, как собака просто нашла хозяина?
А будет ли это интересно?
О том, как трудно учиться в первом классе - и первокласснику, и тем, кто ждет его дома?
О том, что настоящий друг всегда найдет друга и поможет ему?
Другой пример: сюжет репортажа о ярмарке, где есть мастер-классы гончарного дела.
Пестрые и шумные ряды. Горшки - цветочные, для молока; глиняные вазы.
Дальше - сам рассказ о ярмарке. Что здесь есть: народные костюмы, тесьма, ленты, кружево. Яркие глиняные свистульки. Короткие интервью: продавцы одной-двумя фразами говорят о своем товаре.
А завершается все общим планом гончара, который работает на гончарном круге. И словами и том, что каждый может попробовать сотворить эти чудеса из глины. Даже я.
И - детские руки, которые лепят кособокий кувшинчик, который любовно подправляет взрослая рука.
Попробуйте сами ответить на вопросы:
Представлены ли будущие герои и место действия? В каких кадрах?
Что является действием в данном сюжете?
Где кульминация? И есть ли в этом сюжете эпилог? (А нужен ли он?)

Очень часто нам хочется снять что-нибудь длинное, красивое. Вот с такими (обязательно!) замечательными сложными кадрами. Пусть героиня прыгнет с крыши! Пусть она перебежит дорогу перед самой машиной! Пусть она попадет под дождь!
Во-первых, все это можно снять не рискуя. Даже лучшие режиссеры мира часто предпочитаю снимать трюки монтажно. Крыша. Прыгающий силуэт на фоне неба. А дальше действие идет уже внизу.
Во-вторых, главный вопрос: а это действительно нужно? Такие вещи могут быть только кульминацией. Что такого происходит в нашем сюжете, чтобы нам нужны были такие сильные и сложные кадры? Что меняется в наших героях и в мире?
Если ничего - стоп. НЕ снимаем.
Незачем.
Сначала придумайте, зачем. Потом придумайте, как это можно сделать. БЕЗОПАСНО!
Безопасность - первый и последний закон съемки самостоятельных сюжетов.
А общий алгоритм размышлений остается тем же.
О чем мы хотели бы рассказать?
Кто у нас главный герой (герои)?
Что они делают? И получается ли, что их действия и наше "о чем" - об одном и том же?
Проверьте себя. Расскажите этот сюжет кому-нибудь.
Будет ли интересно (и вам, и тому, кто слушает?)
Или запишите ответы на эти вопросы на бумаге. Так легче ощутить, есть ли эти ответы - или вам только так кажется.
А теперь следующие вопросы. Как мы представляем зрителю героя? Что именно рассказываем о нем? Это понятно сразу? Или это слишком длинно и мы потеряем много времени, объясняя то, что зритель уже давно понял?
Кульминация сюжета: есть ли она? Совпадает ли ее мысль с идеей, которую вы хотели заложить в сюжет?
И - что будет эпилогом (или: дайте зрителю выдохнуть - во время кульминации он должен был затаить дыхание!)

Чаще всего нашим сюжетам поначалу не хватает именно этих элементарных вещей. Начала, середины (с кульминацией!) и конца.
Попробуйте посмотреть сюжет "Ералаша" и разобрать его по этим вопросам.
Попробуйте сделать то же самое с репортажем или телесюжетом из любой программы новостей.
С коротким анимационным фильмом.
Попробуйте найти в газете короткий случай (или анекдот) - и продумать, как можно было бы его снять.
Помните еще об одном: даже отправляясь на съемку репортажа, надо продумать, что вы будете снимать. Обычно тема репортажа известна заранее. Полагаясь только на вдохновение, вы можете не выстроить сюжета. Да и кроме того, вдохновение - штука весьма капризная, оно может и не явиться на съемку.
Сюжет любит, чтобы с ним работали заранее и не полагались на счастливый случай.
Самое сложное в работах школьных студий - сюжет. Там, где он есть, фильмам и телепередачам часто прощают несовершенство съемки и другие огрехи. Чаще всего победители фестивалей - фильмы, мультфильмы и передачи с интересными сюжетами.
Отсутствие сюжета может убить даже самую гениальную съемку…
Поэтому тренируйтесь на коротких сюжетах.
Да, легко не будет.
А кто говорил, что будет легко?
Да и вообще - чем больше перед нами трудностей, тем больше мы прилагаем усилий, чтобы их преодолеть.
Тем больше мы сможем сделать.
Так что дерзайте!

А на прощание - один из давних победителей нескольких фестивалей. Анимационный фильм четырехлетнего автора из Ярославля "Водный заяц".
"Жил-был заяц. Жил он в реке. На дне было много мусора. Заяц стал его собирать. (в кадре так много мусора, что заяц собирает его даже ушами). Устал. Ему рыбки помогли. А то бы не справился.
Тра-та-та, тра-та-та, вот такая чистота" (заяц ныряет в голубой реке).

Всем творческих удач и хороших сюжетов!
А приславшим свои сюжеты в записанном виде (или в виде раскадровок) будут отправлены рецензии на их творческие опыты и особые дипломы от Медиафестиваля.

Вверх

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА САЙТЕ PREZI.COM

Ведущий - Романовская Ольга Евгеньевна, заместитель директора по научно-воспитательной работе языка школы №2 г.Марганца Днепропетровской области

Вверх

СОЗДАНИЕ АУДИОКНИГИ

Ведущий - Наталья Девятко, старший преподаватель кафедры Философии опережающего образования и управления инновационной деятельностью ДОИППО, кандидат философских наук, член Национального союза писателей Украины, член Национального союза журналистов Украины

Вверх

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОН-ЛАЙН ГАЗЕТЫ

Ведущий - Ещенко Ирина Федоровна, учитель украинского языка школы №2 г.Марганца Днепропетровской области

Вверх

АНАЛИЗ РЕКЛАМНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ

Ведущий - Кожанова Антонина Юрьевна, учитель медиакультуры школы №2 г.Марганца Днепропетровской области

Вверх

ВЗЯТЬ В БУДУЩЕЕ
или как использовать интернет-технологии в своих проектах

Ведущий - Гудилина Светлана Ивановна

Президент одной большой медиа компании Карина Добротворская заметила: "Еще год назад журналисты печатных медиа говорили об интернете, как cкрытой угрозе, и все конференции по поводу нашествия новых социальных медиа носили какой-то траурный характер. Теперь тон в корне изменился. Говорят не об угрозе, а о новых возможностях. Обсуждают не смерть, а развитие. Раньше "бумажные солдатики" (подразумеваются печатные СМИ и т.д.) пытались отвертеться от он-лайновых проектов как от дополнительной нагрузки. Теперь боятся, что им эту нагрузку не дадут. Ведь это автоматически будет означать, что их не возьмут в будущее".
В своем блоге Сергей Шичкин предложил рассмотреть, что происходит в сети интернета каждую минуту:

  • Более 1,600 просмотров на Scribd каждую минуту.
  • Более 13,000 прослушиваний аудиотреков за минуту на Pandora.
  • Каждую минуту появляется более 12,000 новых постов на Craigslist.
  • Каждую минуту осуществляется более 370,000 звонков с помощью Skype.
  • В Twitter каждую минуту публикуется 98,000 новых сообщений и создается более 320 новых аккаунтов.
  • На LinkedIn пока же за минуту появляется чуть более 100 новых аккаунтов.
  • Каждые 60 секунд загружается более 6,600 новых изображений на Flickr.
  • Более 50 раз в минуту скачивается CMS WordPress и 125 плагинов для нее.
  • За минуту статусы на Facebook обновляются 695,000 раз. На стенах появляется 79,364 новых сообщений и оставляется 510,040 новых комментария в этой социальной сети.
  • Браузер Firefox за минуту скачивают более 1,700 раз.
  • Google за минуту обрабатывает 694,445 запросов.
  • Каждую минуту по всему миру рассылается 168 миллионов электронных писем (e-mail).
  • Более 60 блогов рождается каждую минуту и более 1,500 новых постов публикуется в них.
  • Более 70 новых доменов регистрируется в минуту по всему миру.
  • На YouTube каждую минуту загружается более 600 видеозаписей.
  • Каждые 60 секунд приложения для iPhone скачиваются 13,000 раз.
  • На блогохостинге Tumblr за минуту появляется более 20,000 новых постов.

Говорить о плюсах или минусах интернета можно достаточно долго, но нельзя не признавать факт влияния сети на жизнь как молодежи, так и старшего поколения. Предлагаю остановиться на позитивных позициях и рассмотреть, какие интернет-технологии могут нам пригодиться при создании медиапроектов, а также как корректно воспользоваться возможностями этих технологий.

Начал работу "Медиафестиваль для школьников-2014", на котором каждый год ребята представляют своё творчество. Есть одно условие, которое все должны соблюдать - это размещение медиапроекта на серверах с открытым доступом для просмотра проекта он-лайн другими участниками без необходимости предварительного скачивания файла(ов) на локальный компьютер, после чего присылается ссылка на данный проект или html-код. К сожалению, не все могут грамотно разместить или создать свою работу с использованием интернет-технологий. Рассмотрим несколько примеров.

Практически все без затруднений могут создать презентацию в PowerPoint, которая достаточно эффективно дополняет выступление или представляет основные положения исследования. Поэтому презентации часто используют на уроках в аудитории (Как сделать презентацию на компьютере, http://antonkozlov.ru/kak-sdelat/kak-sdelat-prezentaciyu-na-kompyutere.html. На этой странице вы можете познакомиться с полезными совета по созданию презентации)

В большинстве случаев ребята проводят интересные исследования, создают любопытные проекты и представляют в форме презентации. Но что надо сделать, чтобы ваша презентация корректно была представлена в интернете и какую ссылку на презентацию надо представить на Медиафестивале?

Можно создать презентацию в prezi.com. Коллеги из Дрепропетровска в этом году проводят мастер-класс по данной теме: Создание презентаций на сайте prezi.com
Также советы по созданию prezi и в интернете. Например, в блоге shakin.ru/other/prezi.html есть видеоурок о том, как сделать презентацию, которую будет интересно смотреть. Подробно показывается схема создания таких презентаций с помощью сервиса prezi.com

Социальный сервис Calameo.com - это сервис для создания интерактивных публикаций в Интернете, простой для использования и с невероятно широкими возможностями. Из файла формата PDF можно создавать журналы, брошюры, каталоги, отчеты, презентации и многое другое. Ознакомительные материалы:
http://ru.calameo.com/read/001800980561872328003
https://docs.google.com/presentation/d/1O1lAQnSXPa9TsiMx9keXGnFi-U_IvvG-itAsmFDDheg/present

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность.
Здесь Вы найдете разные виды упражнений. Вы можете создать подобные и опубликовать, чтобы и другие пользователи также могли создать свои, научиться новому, благодаря вашей работе.
Инструкция по работе с сервисом LearningApps
Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org
Упражнения, которые можно сделать

Каждый мечтает создать своё кино, но с чего начать? Всем советую еще раз просмотреть мастер-классы Елены Анатольевны Бондаренко. В предыдущие годы Елена Анатольевна проводила мастер-классы:
- Диалог с экраном: от киноклуба до творческой практики
- Анализ фильма
И в этом году продолжен разговор о создании кино: Начинающим сценаристам и режиссерам: что такое сюжет или с чего начинать

Из предыдущих мастер-классов также советую посмотреть:
- Поговорим о документальном кино Ведущий: Шварцман Яков Натанович, руководитель студии "Друзья Волшебника".
- Телеоператор - "Личность, создающая видеоряд" Ведущий: Александр Куликов, телеоператор, автор фильмов.

Если вы хотите создать киностудию, то вам будет полезна программа Windows Movie Maker

Как создать видеоролик: автор Татьяна Чернова

Видео и флеш можно разместить на сайтах video.yandex.ru, rutube.ru, youtube.com и др.

Можно использовать технологии wiki, которые позволяют работать командой, создавать коллективный гипертекст. На эту тему в рамках Медиафестиваля проводились мастер-классы Дорой Тимофеевной Рудаковой:
- Вики-технологии для совместного исследования и творчества
- Вики-технологии для коллективного проекта

Мы постарались познакомить вас с разными технологиями, но не забывайте, что самое главное в работе - это содержание, ваши идеи, открытия и логика. Оставайтесь жизнерадостными, позитивными и рассудительными! И у вас все получится.

Пришло время заниматься творчеством! Давайте сделаем из своих работ красивые произведения искусств, умные статьи и видео, проблемные интервью и занимательные медиа.
Если у вас появились вопросы, то задавайте их на форуме.

Успехов и удачи!

Вверх


В случае обнаружения ошибки просьба писать администратору сайта: art.ioso.ru@gmail.com
© art.ioso.ru