Образовательный проект
Медиаобразование в России и США



Вверх

Вебинар "Как относится к медиакультуре"

25 марта 2014 года прошел второй вебинар в рамках проекта "Медиаобразование в России и США". Позитивный настрой участников направил на активное и результативное обсуждение вопроса использования медиа в образовании.

Рене Хоббс рассказала о двух подходах к медиаобразованию - поддержке, когда учителя хотят защитить учеников от негативного влияния медиа, и протекционизме, когда учителя хотят поддержать учеников в процессе познания мира через медиа. (Презентация)

Видеозапись как "живой" пример по созданию комиксов американскими детьми явился интересной основой для того, чтобы разобраться и рассмотреть понятие "медиаграмотность". В данной ситуации можно говорить о расширении и ориентации "грамотности" в сторону "компетентности" и "культуры". С.И. Гудилина отметила, что проблема очень актуальна, она периодически поднимается и следует ее еще раз рассмотреть на конференции "Образовательные технологии XXI века" (24 апреля 2014 года).

Рене Хоббс выразила интерес к диалогу по медиатворчеству американских и российских детей, поблагодарила московских учителей за интересные комментарии и пригласила на конференцию по медиаобразованию, которая будет проходить в ноябре 2014 года в Чехии.

Подводя итоги вебинара, надо отметить, что два часа общения прошли так быстро, что хотелось продолжить разговор. В первую очередь надо выразить благодарность американским коллегам Р. Хоббс и Е. Фризем за постановку важной для настоящего момента проблемы. Мы увидели превосходный мастер-класс медиапедагога, профессора Рене Хоббс.

Выражаем благодарность руководству школы № 515 города Москвы за предоставленное техническое обеспечение семинара и педагогам московской инновационной площадки "Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения" за активное участие в обсуждении проблемы медиаобразования - это педагоги школы 515 г. Москвы: Кутник И.Е., Березкина Д.А., Афанасьева Е.В., Шалыгин А.В., Ковалева О.Б., Кирилл М.Ю., Демидова В.И., Потабенко Н.И., Кириллова Н. И., Агашкова С.В.; школы №546 г. Москвы: Якушкина О.В., Соколов И.Б.; детского сада №2435 г. Москвы: Артюхова С.И.; школы №1405 "Вдохновение": Мартьянова О.В.

Вверх

Программа второго вебинара
в рамках проекта "Медиаобразование в России и США"

Дата: 25 марта 2014 года с 17:00 по 19:00 (московское время)
Цель: как относится к медиакультуре
Ведущие вебинара: Доктор Рене Хоббс, Гудилина Светлана Ивановна

17:00-17:05. Приветствие и представление американского центра по медиаобразованию - Рене Хоббс, Harrington School of Communication and Media at the University of Rhode Island
Приветствие и представление московской площадки по медиаобразованию - Гудилина Светлана Ивановна, Федеральное государственное научное учреждение "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования

17:05-17:30. Два подхода к медиаобоазованию - поддержка и протекционизм. Рене Хоббс, Harrington School of Communication and Media at the University of Rhode Island

17:30-18:30. Вопросы для обсуждения:
- Что делать, чтобы защитить своих учеников от худших аспектов медиакультуры
- Что делать, чтобы помочь ученикам использовать лучшие аспекты медиакультуры

17:30-18:00. Выступления педагогов московской инновационной площадки "Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения"

18:00-18:30. Видео примеры, показывающих как американские учителя используют медиаобразование на своих уроках

18:30-19:00. Обсуждение примеров и подведение итогов

Вверх


Первый вебинар в рамках проекта
"Медиаобразование в России и США"

27 ноября 2013 года состоялся первый вебинар в рамках проекта "Медиаобразование в России и США", который был организован Федеральным государственным научным учреждением "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования (ФГНУ ИСМО РАО), Harrington School of Communication and Media at the University of Rhode Island (HSCМ URI) на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 515 города Москвы.

Проект "Медиаобразование в России и США" направлен на начало сотрудничества педагогов двух стран в сфере медиа и информационного образования., выявлении его приоритетных направлений и определение подходов в продвижении медиаобразования в педагогическую практику.

В вебинаре приняли участие учителя и методисты московской инновационной площадки "Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения", сотрудники ИСМО РАО, ИХО РАО, ХГФ МПГУ, и HSCМ URI. Участники познакомились и рассказали о своих планах (см. Программу).

Предварительно была договоренность, что на каждом семинаре по необходимости будем обсуждать ключевые термины. Так, если образование рассматривать как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека и общества, то медиаобразование нами связывается со всеми видами медиа и различными технологиями для того, чтобы человек понимал, как массовая коммуникация используется в их социумах, как использовать медиа в коммуникации с другими людьми. Человек в XXI веке окружен миром медиа. Чтобы ему было комфортно учиться, работать, отдыхать и т.д., ему необходимо быть медиаобразованным и медиакомпетентным.

Выяснилось, что концепция интегрированного медиаобразования, являющаяся основой экспериментального исследования московской площадки, очень популярна и в Америке. Именно такой подход позволяет не увеличивать учебные часы на занятия по медиаобразованию, не привлекать дополнительно медиапедагогов, а проводить занятия для детей интересно и увлекательно. Задачи медиаобразования решаются на уроках разных учебных предметов, что позволяет формировать метапредметные умения и навыки.

Создание медиаобразовательной среды должно отвечать социокультурным требованиям. Основой стратегии следует назвать организацию такой инновационно-образовательной среды, которая создавала бы максимально благоприятные условия для трансляции медиаобразовательных идей и обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения креативности через продуктивную деятельность, а также создавала бы условия для развития и саморазвития личности ребенка и педагога. Именно медиаобразовательная среда обеспечивает условия для формирования личной успешности обучающихся на основе комплексности, интеграции и привлечения внешних медиаресурсов.

Из опыта американских медиапедагогов был продемонстрирован краткий разбор одного медиатекста (рекламы) с использованием пяти критических вопросов, сформулированных профессором Рене Хоббс. Позитивность и доброжелательность обсуждавших создали эмоциональную атмосферу, в которой хочется и дальше раскрыть свой творческий потенциал.

Эмоциональный комфорт можно продлить, поэтому предлагаем взять на вооружение предложенную методику по восприятию медиатекста и провести уроки с использованием медиаобразовательного смартфона (в приложении 2). В оригинале он представляет собой распечатку на твердой бумаге, с изображением на обеих сторонах. Учителя могут раздавать этот "смартфон" ученикам, чтобы те использовали "кнопки" сматрфона и вопросы на обратной стороне для анализа медиатекстов. Вопросы замечательные, поэтому их можно использовать и в других ситуациях для анализа текста.

Также предлагаем сохранить ваши творческие разработки по восприятию медиатекстов. Присылайте их по адресу gudilinas@mail.ru, и мы их разместим на странице "Анализ медиатекста" проекта "Медиаобразование в России и США" (art.ioso.ru).

В заключении следует отметить, что вебинар был направлен на усилие педагогов, заинтересованных в осознании важности, масштаба и остроты проблем медиаобразования. Надеемся, что российско-американское сотрудничество продолжиться.

Вверх

Приложение 1.

Программа первого вебинара
в рамках проекта "Медиаобразование в России и США"

Дата: 27 ноября 2013 года с 19:00 по 20:00 (московское время)
Цель: знакомство с участниками вебинаров и обсуждение основных терминов
Ведущие вебинара: Доктор Рене Хоббс, Гудилина Светлана Ивановна, Рудакова Дора Тимофеевна

1. 19:00-19:05. Приветствие и представление американского центра по медиаобразованию - Рене Хоббс, Harrington School of Communication and Media at the University of Rhode Island
Приветствие и представление московской площадки по медиаобразованию - Гудилина Светлана Ивановна, Федеральное государственное научное учреждение "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования

2. 19:05-19:30. Вопросы для обсуждения:
1) Почему медиобразование важно? Какова роль медиа в жизни подрастающего поколения? Какие направления медиаобразования интересны и актуальны?
- 19:05-19:25 - выступление российских учителей
- Школа 515 г.Москвы:
      Сагитов Фидель Спартакович, учитель географии
      Березкина Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы
      Афанасьева Елена Владимировна, учитель английского языка
      Шалыгин Андрей Владимирович, учитель информатики
      Ковалева Ольга Борисовна, учитель истории и обществознания
      Кирилл Михайлович Юшков, зам. директора
- Школа 148 г.Москвы:
      Баженова Лариса Михайловна, методист площадки, ФГНУ ИХО РАО
      Бухарова Вера Александровна, зам директора
      Тябирдина Ирина Владимировна, Юртаева Ирина Владимировна, учителя нач. школы,
      Берзекова Фатима Николаевна, учитель физики и информационной технологии,
      Карпова Ирина Львовна, учитель физики
      Савинова Елена Николаевна, учитель истории
      Корсакова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
- Школа 546 г.Москвы:
      Соколов Игорь Боримович
      Вершинина Людмила Михайловна
      Рудюк Ирина Львовна
      Манаенкова Ирина Геннадьевна
      Милешина Ольга Ивановна
      Слинько О.А.
      Якушкина Ольга Вячеславовна
- Школа-интернат 19 г.Москвы:
      Мельник Татьяна Геннадьевна, директор
      Черемных Галина Валерьевна, профессор ХГФ МПГУ, методист площадки
- Школа 1405 г.Москвы:
      Мартьянова Ольга Вениаминовна, учитель
- 19:25-19:30. Центр по Медиаобразованию - Елизавета Фризем (США)
2) 19:30-19:45. Обсуждение терминологии: медиаобразование, интегрированное медиаобразование; информационная культура, медиаобразовательная среда
3) 19:45-19:58. Из опыта американских медиапедагогов: краткий разбор одного медиатекста (реклама) с использованием пяти критических вопросов, сформулированных профессором Рене Хоббс.
 
3. 19:58-20:00. Подведение итогов первого вебинара "Медиаобразование в России и США"

Вверх

Приложение 2.

Медиаобразовательный смартфон

 

Вверх

Приложение 3.

Методические разработки: анализ медиатекста

Ждем ваши методические разработки в виде текста или ссылки на видеозапись. Не забудьте указать автора, организацию, регион

Вверх